Хотя логотип и считается самым узнаваемым проявлением бренда, этот графический элемент — на самом деле только один из проявлений бренда. Бренды присутствуют практически во всех СМИ, и мы постоянно встречаем их характерные цвета, формы, слова, мелодии, и даже запахи. Происходит это потому, что бренд, по своей сути, не является чем-то материальным. Когда мы рассматриваем какой-либо бренд, речь, скорее всего, идет о неких абстрактных ценностях и качествах, проявляющих себя через конкретные формы:
• Honda ассоциируется у нас с доступным качеством (качеством по разумной цене) и доверием, что выделяет эти надежные, хотя и не обладающие какой-то особой индивидуальностью, автомобили, и их простой и понятный (визуальный ) дизайн.
• Ikea напоминает нам о разумности тех или иных затрат, о простоте, и о единении. Эти ценности проявляются в невероятной доступности мебели, в ориентированных на семью магазинах-складах, наконец, в лаконичном визуальном дизайне.
Процесс создания бренда является долгосрочным проектом, для реализации которого требуется, чтобы клиенты тысячи и тысячи раз контактировали с брендом через его «точки соприкосновения» в течение длительного времени.
Когда вы знаете, что для вас является ценностью, вам становится легче принимать решения.
Roy E. Disney/ Рой Е. Дисней
Стартапам часто не хватает времени, для того чтобы развивать отношения с клиентами: это гонка на время, в которой каждый потраченный доллар должен продвигать компанию к завоеванию позиций на рынке и приносить плоды. Но и впечатления пользователей/клиентов компании-стартапа- особенно первые впечатления — имеют большое значение. Что можно сделать при запуске стартапа для достижения наилучших результатов в сфере брендинга?
Здесь я опишу простые упражнения по брендингу, которые я разработал, постоянно развиваю и успешно использую общаясь с сотрудниками компаний. Данные упражнения могут помочь вашей команде прийти к единому мнению и сформулировать основные качества, присущие вашему бренду. В результате дизайнеры смогут определиться с тем как выглядит ваш бренд, что и как он говорит потребителю. Все это необходимо для того чтобы все разработчики и члены команды, наконец, стали принимать согласованные решения.
И тогда все ваши затраты сведутся к двум 90-минутным сессиям и самоклеящимся бумажным стикерам.
_____________________________________________________________________________
Основная идея
Упражнение состоит из 4-х частей:
1. Проведите коллективное обсуждение возможных качеств и ценностей вашего бренда.
2. Разделите то, что имеет отношение к вашему бренду и то, что к нему не относится.
3. Разбейте эти абстрактные качества на группы.
4. Проанализируйте и извлеките из них ценности, основные качества и аналогии.
Все заинтересованные лица вашей компании должны принять участие в обсуждении бренда, так что, если места достаточно, собирайте вашу команду в одной комнате. Если нет, то соберите тех людей, которые будут ежедневно иметь дело с данным брендом: дизайнеров, маркетологов, руководителей, продавцов, рекрутеров. Также, вы можете пригласить и тех, кто демонстрирует явный интерес – вам нужно, что бы бренд обсуждали сотрудники, имеющие мотивацию. В любом случае, не стоит делать все в одиночку, так как это сильно ограничивает возможные перспективы.
После того как вы определились со списком участников, приступайте к 90-минутному блоку первой сессии. Вам потребуется: большая доска (или даже несколько), много разноцветных самоклеящихся стикеров (по крайней мере, на 40 человек) и маркеры, чтобы все надписи были хорошо видны издалека.
Обсуждаем качества бренда
Во-первых, помните основные правила мозгового штурма (и не забудьте сказать об этом вашей группе): нет плохих идей, каждый из участников имеет право предложить что-то свое. Установите таймер на 10 минут, чтобы обсуждение не затянулось надолго.
Начинайте писать на стикерах случайно выбранные прилагательные, отдельные слова (простые или имеющие какой-то особый смысл), короткие выражения (гендерно-нейтральные), которые могут быть использованы для описания вашего бренда. Так как собравшиеся записывают каждую идею, то, сначала, они должны её озвучить, а уже потом приклеить на стол свой стикер, что позволит участникам обсуждения слышать и развивать идеи друг друга.
Люди часто склоняются к «хорошим» прилагательным как, например, «умный», «профессиональный» и т.д. Такие слова являются вполне приемлемыми, но, как правило, они носят общий характер, и не будут полезны для дифференциации бренда. Поэтому постарайтесь учитывать противоречивые или даже глупые идеи, хотя бы для того чтобы поддерживать дискуссию. Вот некоторые из моих любимых слов: «сложный», «трудный», «дорогой», «агрессивный», «мощный», «для чайников», «грубый». Они побуждают собравшихся записывать прямо противоположные понятия или что-то находящееся посередине, что позже приводит к интересной дискуссии.
Следите за тем, чтобы на протяжении всего мозгового штурма, люди, во-первых, не отклонялись от темы, а во-вторых, не начали обсуждать, какие идеи будут работать, а какие нет.
Примерно через 10 минут – идей будет становиться все меньше и меньше. Если этого не происходит, то начинайте другой 10-минутный раунд. Вы можете остановиться только тогда, когда заметите, что уже целых 2 минуты нет никаких новых идей (иногда молчание может быть даже полезно).
«ДА» и «НЕТ» стороны
Далее, напишите на противоположных сторонах доски, слова «ДА» и «НЕТ». Группа будет обсуждать каждый стикер и решать, где он должен находиться. «ДА» значит, что «это слово может быть использовано для описания нашего бренда», а «НЕТ» значит, «увы, нет». Так как вы руководите всем процессом, вы можете захотеть встать и переместить какие-то из стикеров, но помните, что здесь приветствуется участие каждого из собравшихся.
«ДА», «НЕТ» и немного «ВОЗМОЖНО». Вы можете заметить, что на той стороне, где написано «НЕТ» очень много розовых стикеров. Это мой цвет и я намеренно выдвигал неподходящие или противоречивые идеи, для того чтобы подстегнуть дискуссию.
Обсуждения, происходящие на этой стадии, являются наиболее важной частью всего процесса. Здесь много разногласий, что вполне нормально, но в них нужно разобраться. Некоторые стикеры могут начать с одной стороны доски, и перейти на другую (именно поэтому мы их и используем!). Если вдруг вы чувствуете, что «уперлись в стену» с каким-то словом , попытайтесь «разобраться» с его смыслом, используя следующие приемы :
• Постарайтесь найти достаточно близкий синоним. Иногда слово может нести (скрытый смысл) нежелательные смысловые оттенки, слово-синоним поможет от них избавиться.
• Используйте антонимы
Если вы точно знаете, где бы вы разместили антоним данного слова (на стороне «ДА» или на стороне «НЕТ»), то это поможет вам определиться с тем, куда поместить ваше слово.
• Разделите бренд и продукт
Продукт может быть простым в использовании, но это не означает, что бренд должен «упростить» одну из своих ключевых ценностей.
• Разделите бренд и покупателя
Ваш продукт может стоить $5,000 за место/единицу, но это не значит, что его стоит воспринимать как «эксклюзивный»
• Отложите на время обсуждение данного слова
Следующее слово, которое вы начнете обсуждать, может устранить разногласия, связанные с данным словом.
Обсуждение «слов» потребует некоторого времени, и вам следует использовать все оставшееся время этой сессии для того, чтобы закончить сортировку. Впрочем, может случиться так, что останутся некоторые разногласия, и это совершенно нормально (примерно 5 или 6 прилагательных, если ваша группа «ВОЗМОЖНО» достаточно большая, вы, вероятно, до них просто не дошли).
Вы почувствуете, что все сильно устали, так что на сегодня работа закончена. Зафиксируйте все ваши итоги (фотографии – очень хорошо, запись каждого слова — идеально) и можете спокойно отклеивать все стикеры, но не смешивайте группы «ДА» и «НЕТ» !