Что такое критическая масса пользователей, необходимая для успеха стартапа?

Андрю Чен делится своими советами по набору критической массы для запуска успешного стратапа. 

Время от времени мониторя рынок стартапов, я вижу много проектов, чьим идеям я искренне симпатизирую, но успех которых зависит от того, наберут ли они достаточную для дальнейшего развития аудиторию пользователей или нет.

Что такое критическая масса пользователей, необходимая для успеха стартапа?

Чтобы разобраться с ответами на эти вопросы, вернемся к истокам и постараемся понять суть термина “критическая масса”.

Из ядерной физики:

Критическая масса — это минимальное количество делящегося вещества, необходимое для начала самоподдерживающейся цепной реакции деления.

Что такое делящееся вещество? Что такое цепная реакция? И как это применимо к нашей теме?

Если адаптировать данный термин для нашей темы, то получиться:

Что такое критическая масса пользователей, необходимая для успеха стартапа?

Давайте посмотри на критическую массу со стороны привлечения пользователей в стартапе.

Привлечение

Очень часто под достижением критической массы подразумевают трудности набора пользователей у новых для рынка продуктов на самом старте.

• Вы начинаете привлекать пользователей при помощи PR и рекламы, и пока ваш коэффициент виральности <1

• Вы наращиваете базу и сарафанное радио дает свои плоды

• Ваши конверсии растут и заодно растет коэффициент виральности > 1

Да, это проблема практически всех новых продуктов, но когда говорят о критической массе имеют в виду не эту ситуацию. Проблема критической массы возникает тогда, когда продукт не представляет для пользователя практически никакой ценности пока он ее не наберет.

Что такое критическая масса пользователей, необходимая для успеха стартапа?

Примеры таких продуктов: Instagram, Skype, Facebook, Quora и т.д. Давайте поговорим о ценности продукта.

Ценность

Существует категория продуктов, ценность которых зависит от наличия определенного количества пользователей разных типов (например, создающих и потребляющих контент). К примеру, если вы Pinterest, но без контента, то у вас скорей всего не будет пользователей (если, конечно, вы не платите им за каждую минуту, проведенную на сайте). Если у вас нет пользователей, то и нет источника контента. Появляется замкнутый круг, который способен разорвать только минимальный объем пользователей, которые и потребляют, и генерируют контент.

Как это происходит?

• Вы привлекаете пользователей при помощи PR, рекламы и других более креативных каналов, но пользователи не находят ценность в вашем продукте и не задерживаются на нем.

• По мере роста числа пользователей появляется небольшой процент тех, кто создает контент.

• В какой-то момент новым пользователям хватает ценности, чтобы потратить свое время на ваш продукт и даже вернуться.

• Возвращаются пользователи из первого этапа (которые гордо себя называют “первопроходцами”).

Что такое критическая масса пользователей, необходимая для успеха стартапа?

Какая у вас критическая масса?

Однако, все, что описано выше не берет во внимание, что пользователи бывают разные и приходят они за разным контентом и по разным причинам.

К примеру, есть 2 сценария:

• Facebook привлек 1,000,000 пользователей, которые состоят из 1,000 незнакомцев в 1,000 разных мест

• Quora привлекла 1,000,000 пользователей, которые создали 1,000,000 вопросов на разные темы без пересечения

• Skype привлек 1,000,000 пользователей, среди которых никто не знаком друг с другом.

Эти сценарии показывают, что критическая масса — это не просто число: в примерах сервисы привлекли по 1,000,000 пользователей, но это не сделало их ближе к полезному для пользователей продукту, достижению критической массы и экспоненциальному росту.

Типы аудитории:

• Друзья в реальном мире

• Онлайн друзья

• Комьюнити по интересам

• Комьюнити по месту

• Любые другие

Критическая масса для минимальной социальной группы:

• Eggheado — 1 человек (сервисы для саморазвития).

• Skype, Viber, Telegram — 2 друга в реальном мире.

• Quora — минимум 10 человек с интересами в одной сфере.

• Facebook — 10? 15? 20? друзей в реальном мире.

Делая вывод, в первую очередь, вы должны определиться на какой тип аудитории нацелен ваш продукт и максимально сфокусироваться на ней. После чего просчитать, какое минимальное количество пользователей из этой аудитории вам необходимо, чтобы перейти на следующий этап, когда ваш продукт обретет ценность для пользователей, и они начнут возвращаться.

Что такое критическая масса пользователей, необходимая для успеха стартапа?

Ключевые мысли по “критической массе”:

• Критическая масса определяется типом целевой аудитории вашего продукта и минимальным кол-вом пользователей среди ЦА, при которых продукт становится для них ценным.

• Не существует универсального подхода для определения критической массы, она очень сильно зависит от сути продукта. Для Skype достаточно 2 друзей, для Facebook это слишком мало, а для Quora это вовсе не релевантная аудитория.

• Пользователи проходят несколько стадий: от пассивных, когда им нечего потреблять, до активных и генерирующих контент самостоятельно. Порог входа во вторую стадию лежит в правильном определении и привлечении критической массы.

• Самые “легкими на подъем” продукты — для онлайн друзей, не требующие большого их количества.

• Сфокусируйтесь на лидерах мнений минимальных социальных групп среди вашей аудиторий и упоминайте о своем продукте с целью последующего распространения информации методом сарафанного радио.

Екатерина Колесникова

Главный редактор. Эксперт по онлайн-курсам. Автор статей в сфере образования.

Оцените автора
LeDigital
Добавить комментарий