Китай выбирает инновации: Шон Рейн и книга «Конец копирующего Китая»
Содержание статьи:

    Китай - новый соперник в области инноваций?

    Китай стал серьезным соперником для Запада, особенно в областях инноваций и высоких технологий. Это уже факт. Об этом, например, пишет Шон Рейн в книге «Конец копирующего Китая».

    Скоростные поезда
    Экономика инноваций является программным направлением не только для России и других европейских стран, но и для Китая, наравне с развитием среднего класса и общества потребления. 

    Все эти элементы, по мнению экономистов, должны стать движущей силой грядущих преобразований и реформ.

    Шон Рейн, по происхождению китаец, родившийся в смешанном браке, получил образование в американском вузе, стал основателем и исполнительным директором консалтинговой компании China Market Research (CMR), специализирующейся на консалтинге международных компаний. Широко представленная в западных медиа, его компания, располагается в Китае, где имеет доступ к самой верхушке правительства благодаря жене из семьи влиятельных китайских коммунистов. Шон является олицетворением успешного человека своего поколения. Он произвел фурор своей первой книгой «Конец дешевого Китая», где затронул актуальные для современного Китая аспекты развития экономики и рынка. Другая его книга – «Конец копирующего Китая» также бьет не в бровь, а в глаз. 

    Поддельное вино

    Книга идет с подзаголовком «Рост креативности, инноваций и индивидуализма в Азии» (в частности, в Китае). Автор использовал в книге анализ мнений около 50 тыс. респондентов, а некоторые фрагменты интервью с руководителями важнейших и наиболее креативных китайских компаний попросту переворачивают представление о Китае, как инновационном центре.

    Конец подделок

    Важнейшая и интереснейшая часть его книги посвящена современным технологиям и их развитию. Автор выдвигает тезис, что Китай уже миновал первый этап развития инноваций – период подделок и копирования западных товаров. Теперь он находится на следующем этапе, на котором «источники инноваций возникают внутри страны». По его мнению, вскоре наступит третий этап, когда Китай начнет свою мировую экспансию инноваций, что мы, впрочем, наблюдаем уже сейчас.

    Рейн не говорит о самой известной в Китае компании Lenovo, так как их технологии были переняты, по существу, от IBM и HP, но зато упоминает другие компании: Alibaba, Tencent и Xiaomi, которые являются подтверждением креативности Китая в области информационных технологий.

    alibaba
    Компания Alibaba недавно вышла на Нью-Йоркскую биржу и очень хорошо котируется. Вместе с ней – первая и наикрупнейшая в Китае компания интернет-торговли Taoabo, которая переплюнула по количеству запросов американский Amazon.

    Напомним также про AliPay – система электронных банковских услуг, созданная по образцу американского PayPal. Это настоящая золотая жила, так как китайцы в крупных городах избегают визитов в банк, предпочитая пользоваться онлайн-услугами. Кроме того, Alibaba недавно запустили систему покупки товара непосредственно у производителя под названием TMall. Клиент связывается напрямую с фирмой поставщиком, что позволяет увеличить доверие – вещь все более редкую в глобальных рыночных отношениях.

    Китайцы, например, перестали пользоваться американской системой GPS, обосновывая это соображениями безопасности. Специалисты Alibaba быстро отреагировали, купив за 1,5 млрд долларов систему автомобильной навигации AutoNaviHoldings, и создали на ее основе собственную навигационную систему.

    Вопрос соответствия китайских товаров их западным аналогам более чем интересен. Китайцы пользуются собственным Твиттером – Weibo. Также пользуются двумя аналогами YouTube – Tudou и Youku. Существует даже аналог браузера Google – Baidu. Так как я сам им часто пользуюсь, могу подтвердить его высокое качество (так как уровень цензуры весьма высок).

    Tencent

    В свою очередь компания Tencent из Шеньчженя может похвастаться наикрупнейшим успехом на рынке информационных технологий в Китае – системой WeChat, заменяющей традиционные текстовые СМС. В системе разработано уникальное расширение, позволяющее быстро преобразовать голосовые сообщения на китайском в текст. Эта система покорила уже не только Китай, но и китаеязычный Тайвань и государства Юго-Восточной Азии. 

    Автор в своей книге однако не затронул тему роста числа китайских патентов (что является отдельной темой для разговора), не отметил роста количества исследований и темпы развития (с 1,75 в 2010 г. к 2,20% ВВП в 2015 г.), не отметил отрасли, являющиеся предметом гордости Китая: быстрые железные дороги, альтернативные источники энергии, новые архитектурные решения или большие инфраструктурные (тоннели, мосты, аэропорты и т.п.) проекты, не говоря уже о космической промышленности. 

    Конец стагнации?

    Многие китайцы получили образование в американских вузах и, вернувшись в Китай, начали получать огромные зарплаты. Этот бизнес сегмент борется за лучшее качество продукции и являются носителями абсолютно иных ценностей, нежели предыдущее поколение. Безжалостная борьба за рост и количество медленно, но верно заменяется на борьбу за качество, которая требует отказа от старого уклада, старых понятий, стереотипов и практик.

    Это своего рода социологическая вивисекция абсолютно нового слоя китайских предпринимателей и экспериментаторов, действующих в интересах развития инноваций.

    В общем-то, все собеседники автора разделяют одну точку зрения: в Китае не произойдет радикальных перемен в области инноваций, пока в стране не изменится система образования. 

    Инновации в Китае
    Традиционное обучение в Китае – это зазубривание материала и распространение давно приобретенных знаний. Оно является прямой противоположностью креативности и основным ее барьером.

    Но ведь будет крайне трудно рассчитывать на значительный перелом в стране, если самыми креативными будут только лишь выпускники западных вузов.

    Это дело принципа. Автор пишет об этом так: "Когда я впервые заговорил об идее этой книги, многие меня отговаривали. Они были убеждены, что китайские фирмы не способны на инновации. Указывали на повсеместное пиратство, нехватку креативности в системе обучения и идущее сверху строгое регулирование, сдерживающее развитие инноваций. Многие считали, что я совершаю огромную ошибку, так как в китайской культуре есть нечто, что неизбежно тормозит инновации". 

    Эти стагнация и нехватка гибкости привели в свое время к поражению Китая в схватке с Западом. Однако сейчас, убежден автор, тенденции меняются. Это привело Шона к выводу: «Китайские компании и стартапы, по всей видимости, находятся на пути ухода от практики копирования американских и европейских бизнес-моделей в области современных технологий»

    Теперь, как в Африке и Латинской Америке ищут сырье, так в Китае ищут новые решения и технологии.


      


    Информация:

    О проекте     Контакты     Вакансии


    Информация:

    © ledigital - информационное издание. Учредитель: ООО «Бренд Девелопмент». 


    Спецпроекты:

    Лекторий    Курсы    Партнерам



    Предложить интересный материал

    Спецпроект