Инновации или «Лучшее – враг хорошего»
Содержание статьи:

    Инновации - современное состояние

    Инновации – это результат эффективной работы с финансами, экономикой и идеями. Идей хватает, а вот средств у фирм недостает. Состояние экономики также вызывает вопросы. Макроэкономические показатели удовлетворительны, но условия ведения бизнеса в стране не стимулируют предпринимателей к интенсивному поиску и созданию новых продуктов и решений.

    Дмитрий Медведев
    Слово «инновации» стало одним из часто употребляемых, однако, оно применяется не в описании конкретных явлений, а, скорее, как универсальное выражение. 

    Уровень экономического и технического развития – как важнейший фактор развития сферы инноваций – также является важным показателем сырьевой производительности государства. Идея зиждется на отличиях рыночной стоимости продукта на разных стадиях обработки: стоимость подковы, сделанной из железа обычным кузнецом, будет составлять лишь малую часть стоимости двигателя, сделанного в Германии из того же самого сырья, переплавленного в сталь. В общем и целом, в Евросоюзе из 1 кг сырья производят товары стоимостью около 2 евро. Дороже всех продает Люксембург – в среднем, за 4 евро за 1 кг сырья. За ним следуют Нидерланды с промышленностью и услугами мирового уровня. Нидерланды, кстати, осуществляют дистрибуцию цветов из теплых стран, зарабатывая на этом в разы больше, чем кенийские садовники, которые эти цветы выращивают.

    Последнюю четверть века нельзя назвать убыточной, однако, мы могли бы достичь куда больших результатов. Согласно данным производительность, из расчета стоимости ВВП, при том условии, что рабочий день составлял в среднем 8 часов, выросла на 8,8 долларов до 29,9 согласно анализу покупательской способности. 

    За рост экономики в последнее время отвечает так называемый «эффект базы». Очень легко прыгнуть в длину на 1,5 метра, но, чтобы прыгнуть на 2 метра, необходимо тренироваться, воспитывать силу воли и следовать режиму. Правительство же ведет себя как капризный ребенок, который, вместо того, чтобы тренироваться, хочет мгновенного результата. В результате, мы постепенно сокращаем дистанцию, но, сравнивая все показатели эффективности экономики, мы остаемся все также в конце списка наравне с Мексикой и Чили. Наши 30 долларов ВВП на за 1 час работы – это всего лишь треть от результатов Люксембурга (95 долларов) и половина от результатов Германии (65 долларов).

    Инновации: роботы

    Производительность в Корее – 31 доллар за 1 час работы. Этот результат немного лучше, но вместе с тем он демонстрирует не отсталость в ведении хозяйства, а передовые показатели по числу дополнительных рабочих часов. С показателем в 2124 часа Корея следует за Мексикой (2228 часов ежегодно). Сопоставляя все данные, можно сделать вывод о том, что успех Кореи обеспечили не столько инновации, сколько упорный труд, благодаря которому чаще всего выигрывают мировую интеллектуально-инженерную гонку.

    Россияне также работают немало – свыше 1900 часов ежегодно; но, например, Германия сначала создает самые эффективные в мире машины, которые потом на них работают, а у нас в руках все та же пресловутая отвертка. О состоянии сферы инноваций и об улучшении состояния экономики пока можно сказать лишь то, что мы сильны только в словах, девизах, утешениях и увещеваниях, а не в деле.

    Прежде всего стоит сказать средствах доступа к технологиям, благодаря которым появились нынешние отечественные знания в области инноваций. Одним из величайших достижений современности является становящийся все меньше, но при этом эффективнее - чип. Благодаря постоянному прогрессу и уменьшению его размера появились смартфоны. Включение России в список стран, производящих чипы и смартфоны, кажется почти невозможным. Запуск одного только завода по производству чипов стоит 6 млрд долларов, и эту сумму необходимо будет выделить из бюджета, а именно – из подоходных налогов предприятий.

    Инновации: пример авиационной индустрии

    Еще сто лет назад человек мог смотреть только с земли на небо, а сегодня любой может посмотреть на землю с небес. Развитие авиации демонстрирует, не самая богатая Россия перед Второй Мировой войной смогла занять практически первостепенное место на карте инноваций в авиации… это было только зарождение индустрии, и успех в развитии в данной области требовал лишь умных голов, чертежных приборов и инструментов. 

    Superjet
    Современные же самолеты воплощают собой чудеса техники и инноваций, и к сожалению, в гражданской авиации, кроме 2-х, 3-х примеров, мы этим похвастаться пока не можем (чего не скажешь о военной области).

    Самый популярный вид двигателя в гражданской авиации – турбовентиляторный. Проще говоря, сила отдачи зависит в основном от длины лопасти вентилятора, но чем длиннее лопасть и больше двигатель, тем большие силы влияют на механизм и больше вероятность развалиться на куски прямо в небе. Некоторое время назад компания Pratt & Witney признала, что увеличения производительности двигателей и уменьшения потребления топлива можно было бы добиться в том случае, если конструкцию дополнить коробкой передач, регулирующей вращение лопастей вентилятора в зависимости от фазы полета и потребностей. Задача была нелегкой, т.к. коробка передач должна была контролировать огромную силу, вырабатываемую двигателями. Такие двигатели с коробками передач уже доступны – их можно приобрести для аэробусов A320 NEO. Благодаря им потребление топлива падает на 15%, что в пересчете на 1 машину дает экономию в 1,5 млн долларов в год.

    Популяризация этого механизма стоит под вопросом, так как авиалинии относятся с большим недоверием ко всем дополнениям, которые могут прибавить риск к эксплуатации самолета. Это неплохой пример для размышлений об условиях внедрения инноваций: работы с коробкой передач (торговое название PurePower) длились 20 лет, стоили фирме 10 млрд долларов, а для Pratt & Witney существует риск, что эта идея просто окажется в тупике.

    Pratt & Witney

    Общественные средства vs частные

    Работу над инновационными продуктами следует начинать с поиска источника средств. Источники могут быть общественными (из налогов) и частными. Более надежными и эффективными являются частные, так как в случае общественных источников основным приоритетом является минимизация риска и надлежащее документирование, так как за дверями лаборатории будет поджидать инспектор, а то и прокурор. Не стоит поддаваться иллюзиям быстрой и эффективной инновационности за государственные деньги.

    В наиболее инновационных странах – Японии и Корее – три четверти на исследования и развитие области покрывает частный сектор. Правда, этот сектор пользуется достаточно сильной поддержкой государства, что, однако, не меняет соотношения этих данных. Если опустить особый случай Китая (так же 3/4), то в 2015 г. на третьем месте была Словения (68,4%), а на четвертом – Германия (65,4%).

    Только в двух государствах 3/4 средств приходится на бюджет – Аргентина и Мексика. За ними с большим отрывом следует группа стран во главе с Грецией, которая выделяла сфере инноваций одолженные у стран ЕС деньги.

    Европейский Союз

    Третий случай – это страны, финансирующие сферу инноваций с помощью зарубежного капитала, например, Израиль (48,8%) со своими связями с еврейскими диаспорами и большими успехами в развитии технологий. В Люксембурге зарубежное финансирование составляет 1/3, но это скорее благодаря мягкому налогообложению, нежели развивающейся промышленности. Большая доля зарубежного финансирования сферы инноваций Чехии и Словакии является следствием размеров транспортных секторов, которыми владеют крупные западные и дальневосточные концерны.

    В отчетах Россия находится даже не в середине списка. На исследования и развитие мы выделяем около 0,9% ВВП, а на душу населения – 235 долларов ежегодно, т.е. 1/7 от объемов финансирования области в Швейцарии (1700 долларов) и 1/6 от объемов вице-лидеров – Кореи и США (свыше 1400 долларов). 

    Что нас сдерживает?

    Речь не идет о том, чтобы требовать от экономики тех же результатов, что и у лидирующих стран. Наступил новый этап инфляции, следовательно, достаточно большой рост стоимости депозитов создает вероятность низкой склонности предприятий вкладываться в инновации. 

    Фирмы не занимаются интенсивным инвестированием, сосредотачиваясь на простом поддержании текущего состояния, когда опасаются будущего и не знают, что в дальнейшем предпримет государство. Долгосрочные инвестиции – инвестиции с расчетом на выгоду в перспективе благодаря инновациям – требуют определенного понимания, что нас ждет в будущем. Предприятия начнут строить планы на отдаленное будущее тогда, когда система правосудия будет предсказуемо и исправно работать; это необходимо для того, чтобы тщательно и взвешенно решать споры в любой области, в области инноваций в том числе. 

     


      


    Информация:

    О проекте     Контакты     Вакансии


    Информация:

    © ledigital - информационное издание. Учредитель: ООО «Бренд Девелопмент». 


    Спецпроекты:

    Лекторий    Курсы    Партнерам



    Предложить интересный материал

    Спецпроект