Конец искусства: бойкот стриминговых сервисов. Часть 2

Проблема в том, что сервисы стриминга начинают вытеснять все другие формы музыкальные дистрибуции, прежде всего CD-диски. Продажа дисков активно падает на несколько процентов ежегодно. Музыканты при таком раскладе не имеют большого выбора. В этой ситуации не удивляет, что падает также и число лиц, которые остаются в музыкальной сфере. В США, например, в период 1999-2012 это количество упало на 41 %, как следует из данных Департамента по Трудоустройству. Музыканты должны себя либо переквалифицировать, либо, по-видимому, освоить еще одну квалификацию для дополнительного заработка. А это действительно хлопотливое занятие.

История показывает, что сытый артист скорее событие, чем правило. 

Конец искусства: бойкот стриминговых сервисов. Часть 2

Положение у художников, писателей и архитекторов было получше: они могли надеяться на меценатство от аристократов или ждать заказов от Церкви. Шекспир, например, создал благодаря поддержке графа собственный театр (известный как Театр Глобус). Обычная для того времени внешняя поддержка, а не гонорары от продаж собственных работ были для артистов главным источником доходов. Даже Рихарду Вагнеру приходилось общаться с богатыми любовницами, чтобы иметь деньги на проживание.

Конец искусства: бойкот стриминговых сервисов. Часть 2

Ситуация изменилась лишь с появлением кино- и музыкальной суперпродукции. Появилась миллиардная развлекательная индустрия, которая обеспечивает своим звездам такой люкс, которому часто завидуют даже владельцы хорошо процветающих компаний.

Конец искусства: бойкот стриминговых сервисов. Часть 2

С другой стороны, если индустрия не была заинтересована в этом музыканте, о жизни в искусстве можно было только мечтать.

Интернет эту ситуацию изменил. С одной стороны, позволил возникнуть большей группе творцов, c другой — отобрал определенный хлеб у существующих «звезд».  Относится ли к ним по этому поводу с сочувствием? Наверное, но не более, чем к другим профессиональным группам, которые борются с похожими проблемами.

 «Ведь другие отрасли, например, туристическая, также должны были ввязаться в   конкуренцию с интернетом. Трудно однако найти статьи, в которых обнаружилось бы, что они просят защитить себя от интернета», — замечает Дейв Аллен из The Guardian.

Креативность в цене

Стриминг, конечно, снижает качество искусства. Это странно, т.к. на любом рынке действует принцип того, что чем больше конкуренция, тем выше качество продуктов. Кроме того, результат популярности таких сервисов, как показывают новейшие исследования (напр. аналитической фирмы NPD Group) служит снижение уровня пиратства. В 2016 г. этот показатель упал в сравнении с 2015 г. на 30 %!

Правда или нет, но многие утверждают, что интернет отсечет представителей креативных индустрий от финансовых потоков и вынудит созданию низкобюджетной продукции. Однако согласно мнению Эрика Шмидта, исполнительного директора Google, интернет  спровоцирует появление все большего количества звездных хитов, а сами звезды станут более известными и богатыми. Кроме того, мы будем иметь доступ ко все большему спектру творческой продукции — от известных до малоизвестных исполнителей, от гениев до абсолютных бездарностей. Криса Андерсон, главный редактор «Wired», в свою очередь убеждает, что интернет ни у кого не забирает надлежащего ему куска рыночного торта, а только увеличивает его.

Конец искусства: бойкот стриминговых сервисов. Часть 2

Представим рынок шоколада – разве в результате неограниченной конкуренции мы  будем иметь только низкокачественный продукт? Скорее всего, нет. Мы получим разнообразие: дешевый шоколад, средней стоимости и для особых ценителей. То же самое касается креативной отрасли. Интернет изменяет в ней принципиально только одну вещь: большие развлекательные концерны вкладывают огромные средства в рекламу, и служат посредником для самих музыкантов. 

Конец искусства: бойкот стриминговых сервисов. Часть 2

…созданию маркетинговых стратегий, реализации нешаблонных рекламных замыслов. Лишь тогда в глазах больших развлекательных компаний он будет способен выйти на более широкую аудиторию и стать полноправным партнером. Хорошо это или плохо – сложно судить.

Хорошим примером такого творца является Сет Годин, известный теоретик бизнеса. Несмотря на то, что он выпустил уже много бестселлеров, его издательство не хотело публиковать следующую книгу, признав ее слишком экстравагантной в плане тематики и формы.

Конец искусства: бойкот стриминговых сервисов. Часть 2

Ответ был позитивным, а когда это увидело издательство, оно немедленно согласилось на издание книги.

Такие примеры возникают все чаще. Они иллюстрируют что-то, в чем нуждаются креативные люди – вовсе не массовое непринятие интернета, а креативное использование инструментов, которые он предлагает. В конечном итоге, также как и уничтожение ткацких станков не помогло в XIX в. задержать промышленной революции, бойкот стриминговых сервисов не задержит революцию доступа к культуре.

Главный редактор. Эксперт по профориентации. Автор статей в сфере образования и сервисов для бизнеса.

Оцените автора
LeDigital
Добавить комментарий