Бойкот стриминговых сервисов: интернет обесценивает творчество и означает конец искусства?

Бойкот стриминговых сервисов: действительно ли интернет обесценивает творчество и означает конец искусства?

Представители креативных отраслей всех стран, прежде всего музыканты, объединяются в протесте против стриминговых сервисов. По их мнению, эта набирающая массовую популярность модель интернет дистрибуции медиа контента сильно мешает представителям креативных профессий.

Бойкот стриминговых сервисов: интернет обесценивает творчество и означает конец искусства?

Похожие услуги предлагают сервисы Deezer или Pandora и сотни других. Если идет речь о фильмах, то такую же функцию выполняют такие порталы как Netflix. Существуют также сервисы, предлагающие легальный абонементный доступ к тысячам электронным книг и ТВ каналам.

«Столько всего за такую маленькую цену!» — радуются потребители (по оценкам аналитиков, уже 60-80% россиян слушает музыку через подобные сервисы) «Доступ к культуре демократизируется!» — убеждают социологи. «Это подтверждает революционность изобретения, которым является интернет, а также его позитивное влияние на экономику, которое проявляется в уменьшение цен на многие товары » – говорят экономисты. Сами медиа творцы, однако, смотрят на этот вопрос несколько иначе.

Бойкот стриминговых сервисов: интернет обесценивает творчество и означает конец искусства?

Бирн утверждает, что когда стриминг станет доминирующей моделью продажи культуры, артистам не хватит денег не только на жизнь (они должны будут найти дополнительные источники дохода и получить новые знания), но также на творчество (качественное «творчество» имеет высокую стоимость в плане его производства). В итоге это приведет к упадку качества искусства. Один из музыкантов в знак протеста изъял из подобных сервисов всю свою музыку. Также в конечном итоге сделали другие музыканты, такие как Thom York из Radiohead, а AC/DC вообще не разрешило использовать собственные треки.

Бойкот стриминговых сервисов: интернет обесценивает творчество и означает конец искусства?

Как в итоге оценить такую инновацию как стриминг? На чью же сторону встать? На сторону потребителей или артистов? Спор, в рамках которого обсуждаются эти вопросы, скорее экономический.

Начнем с вопроса, который выводит из себя американского писателя Джонатана Фринзена. Он утверждает, что интернет вреден для искусства, потому что «каждый пишет там обо всем», и в этом разнообразии писанины невозможно отделить зерна от плевел, ценные вещи от ничего не стоящих.

Фринзен обращает внимание на важнейшее свойство интернет-экономики: величина. Доступ к сети имеет около 40%. жителей Земли (почти 3 млрд. людей). Каждый из них, регистрируясь в сети, становится потребителем. Заходя на произвольный интернет-портал, самим своим присутствием люди увеличивают его сетевую стоимость. В нашей дискуссии самое существенное однако то, что каждый из этих 3 млрд. пользователей могут в одно мгновение стать производителями медиа контента.

Пользователям в сети доступна практически неограниченная свобода действий, которая очень часто равнозначна абсолютной свободе экспрессии. В интернете можно запустить блог, сайт, снять и опубликовать фильм, видео… Не говоря уже о том, что люди могут начать предлагать продажу произвольных продуктов или услуг. 

Бойкот стриминговых сервисов: интернет обесценивает творчество и означает конец искусства?

Нет на свете рынка, на котором конкуренция была такая же ожесточенная как на интернет-рынке. Миллионы производителей бьются за 3 млрд. потенциальных клиентов, которые распоряжаются огромными наличными деньгами. Достаточно сказать, что только в этом году в интернет-транзакциях вроде электронной коммерции люди отдали свыше 1,2 миллиардов долларов. А это только часть средств, связанных с сетью.

В результате борьбы за пользователей «сетевое сообщество» делает все, чтобы интернет-услуги стали более дешевыми.  Бережливость потребителя с точки зрения экономики хорошая вещь, потому что сэкономленный капитал может быть потрачен на что-то другое или во что-то инвестирован. Сервисы в этом плане являются позитивной перспективой. Потребители не только счастливы, т.к. могут практически бесплатно слушать музыку или читать книги, но также экономят свои средства. С этими очевидными истинами не хотят согласиться творцы креативной отрасли. Откуда же берется их сопротивление?

Возвращение к прошлому

Творцы естественно чувствуют себя исключительными, а интернет это ощущение у них забирает, потому что сеть не влияет в большей степени на количество людей, которые трудятся на физической работе, а вот «художников» множит в огромном количестве. Для «креативной работы» теперь достаточно смартфона или планшета и специальных приложений, а все то, что требовало ранее мастерства, хотя бы выполнение приличного снимка, теперь подчас и не нужно. Потом эти работы, часто не требующие особого таланта, размещаются у в сети, в большинстве случаев даром. А для мира битов они представляют абсолютно такой же статус, как и романы Достоевского, картины Гигера или звукозаписи The Beatles – все это информационный контент. 

Бойкот стриминговых сервисов: интернет обесценивает творчество и означает конец искусства?

Между 2005 и 2010 годами доходы глобальной музыкальной промышленности увеличились с 132 млрд. до 168 млрд. Число лиц, которые хотят участвовать в распределении этих выгод растет значительно быстрее, чем доступный финансовый фонд.

В результате необычного роста предложения цена творений художников очень упала. Упали следовательно и их заработки.

Чтобы артист мог заработать на Sportify 1000 долларов одно его произведение должно быть куплено около 4 млн раз. В случае сервиса last.fm такой же экономический эффект получится после около 1,5 млн. воспроизведений. Заработают в такой модели, следовательно только действительно значимые и известные (в мировом масштабе) музыканты. Менее известные могут всего лишь рассчитывать на приобретение новых фанов, но не денег.

Стриминг привел к тому, что чем менее известен творец, тем более слабую позицию он имеет. Либо согласится на диктуемые ему условия стримингового сервиса и посредников, либо нет. 

Главный редактор. Эксперт по профориентации. Автор статей в сфере образования и сервисов для бизнеса.

Оцените автора
LeDigital
Добавить комментарий