Продукт или обслуживание с ясным преимуществом перед конкурентами
Преимущество может быть в узнаваемости бренда, уникальных составляющих продукта, многолетним доказанным опыте в бизнесе. Вот общие вопросы, на которые Вы должны ответить в оценке ценности продукта/обслуживания, которым Вы интересуетесь:
• Спрос на продукт: силен ли он и растет ли постоянно?
• Существует ли огромная конкуренция в области, которой Вы намереваетесь управлять?
• Продукт уникален или наоборот легко заменим?
• Есть ли установленный рынок, где Вы намереваетесь действовать, или Вы будете формировать новый рынок под себя?
• Каков размер прибыли в этой индустрии?
Самые привлекательные франшизы успешны из-за стандартизированных операций, узнаваемости бренда и собственного масштаба. Фаст-фуд франшизы известного бренда — прекрасный пример. С другой стороны, существует множество франшиз, например, магазины-мини-маркеты без явной узнаваемости бренда… которые на самом деле не могут предложить Вам больше выгод, чем если бы Вы приняли решение начать свое собственное дело. В этом случае Вы могли бы быть более чувствительны к местным потребностям рынка и более успешно управлять своим собственным бизнесом, а не франшизой.
Стандартизированная система франшизы, которая была многократно испытана
Ищите компанию, в которой большинство ошибок в системе уже давно было решено через совокупный опыт бизнес единиц, находившихся в собственности компании.
Исключительная поддержка
• Зарегистрированная торговая марка или знак обслуживания.
• Надежный, доступный продукт или услуга.
• Поддержка от других владельцев франшиз.
• Полная программа обучения для лица, получившего от фирмы право самостоятельного представительства и для штата лиц, получившего от фирмы право самостоятельного представительства. Обучение должно обеспечить практический опыт в каждом аспекте бизнес операций.
• Подробное и удобочитаемое операционное руководство, которое предоставляет франчайзи пошаговые чек-листы по операционной деятельности.
• Поддержка со стороны компании и ее штата во всем от выбора места до создания интерьера, инвентаря и проведения открытий новых, например, магазинов.
• Организаторская помощь и помощь в операциях и процедурах учета.
• Маркетинг, рекламная поддержка.
• Ежемесячные информационные бюллетени компании.
• Развитие потенциала для территориальной экспансии.
• Постоянно продолжающаяся программа разработки новых продуктов и тестирования.
• Скидки на поставку товара.
Взаимность интереса между фирмой и лицами, получившими от фирмы право самостоятельного представительства
Если обе стороны не понимают, что их отношения – возможность долгосрочного симбиоза, маловероятно, что система когда-либо достигнет своего полного потенциала. Лица, уже получившие от фирмы право самостоятельного представительства — источники ценной информации в оценке компании.
Аналитический рабочий лист для анализа франшизы
Мы рекомендуем самостоятельно заполнить такой документ, в котором вы суммируете все данные по выбранному бренду:
Первая часть — соберите всю информацию, которая предоставлена в FDD (см. FDD Analysis (документ о раскрытии информации Франшизы). Здесь, Вы заполняете информацию относительно деловой истории и репутации фирмы, состояния ее финансового здоровья, того, где компания находится, и различных форм корпоративной взаимопомощи, которые компания владелец франшизы, обязана предоставить Вам.
Вторая часть определяет, насколько эффективной была коммуникация с компанией (по шкале от 1го до 5ти.), так как отношения – самый важный актив, благодаря которому будет работать Ваш бизнес. Если компания, предоставляющая привилегию на продажу ее продукта, некоммуникабельна, не готова решать какие-то вопросы до подписания соглашения, Вы можете предположить, что их поведение не изменится позже и может даже ухудшиться.
В третье части Вы описываете свой опыт общения с теми лицами, которые уже приобрели франшизу и развивают свой бизнес. Желательно, чтобы их было не менее 20-ти.