Что такое критическая масса пользователей, необходимая для успеха стартапа?
Содержание статьи:

    Андрю Чен делится своими советами по набору критической массы для запуска успешного стратапа. 

    Время от времени мониторя рынок стартапов, я вижу много проектов, чьим идеям я искренне симпатизирую, но успех которых зависит от того, наберут ли они достаточную для дальнейшего развития аудиторию пользователей или нет.

    Andrew Chan
    Чаще всего эти проекты в своих презентациях упоминают про необходимость набрать критическую массу, которая будет означать мгновенный полет к звездам. НО, сколько это пользователей? Каких пользователей? И что они должны сделать?

    Чтобы разобраться с ответами на эти вопросы, вернемся к истокам и постараемся понять суть термина “критическая масса”.

    Из ядерной физики:

    Критическая масса — это минимальное количество делящегося вещества, необходимое для начала самоподдерживающейся цепной реакции деления.

    Что такое делящееся вещество? Что такое цепная реакция? И как это применимо к нашей теме?

    Если адаптировать данный термин для нашей темы, то получиться:

    Критическая масса
    Критическая масса — это минимальное количество пользователей, необходимых для того, чтобы продукт стал полезным? и активизировалась виральная петля.

    Давайте посмотри на критическую массу со стороны привлечения пользователей в стартапе.

    Привлечение

    Очень часто под достижением критической массы подразумевают трудности набора пользователей у новых для рынка продуктов на самом старте.

    • Вы начинаете привлекать пользователей при помощи PR и рекламы, и пока ваш коэффициент виральности <1

    • Вы наращиваете базу и сарафанное радио дает свои плоды

    • Ваши конверсии растут и заодно растет коэффициент виральности > 1

    Да, это проблема практически всех новых продуктов, но когда говорят о критической массе имеют в виду не эту ситуацию. Проблема критической массы возникает тогда, когда продукт не представляет для пользователя практически никакой ценности пока он ее не наберет.

    Критическая масса

    Примеры таких продуктов: Instagram, Skype, Facebook, Quora и т.д. Давайте поговорим о ценности продукта.

    Ценность

    Существует категория продуктов, ценность которых зависит от наличия определенного количества пользователей разных типов (например, создающих и потребляющих контент). К примеру, если вы Pinterest, но без контента, то у вас скорей всего не будет пользователей (если, конечно, вы не платите им за каждую минуту, проведенную на сайте). Если у вас нет пользователей, то и нет источника контента. Появляется замкнутый круг, который способен разорвать только минимальный объем пользователей, которые и потребляют, и генерируют контент.

    Как это происходит?

    • Вы привлекаете пользователей при помощи PR, рекламы и других более креативных каналов, но пользователи не находят ценность в вашем продукте и не задерживаются на нем.

    • По мере роста числа пользователей появляется небольшой процент тех, кто создает контент.

    • В какой-то момент новым пользователям хватает ценности, чтобы потратить свое время на ваш продукт и даже вернуться.

    • Возвращаются пользователи из первого этапа (которые гордо себя называют “первопроходцами”).

     

    Growth hacking
    Как легко заметить, пользователи проходят несколько этапов вовлечения в продукт: от первого “неудачного” посещения до возврата и пополнения когорты активных пользователей. Но, между этими этапами существует порог, который необходимо преодолеть, чтобы пройти дальше, этот порог и есть критическая масса.

    Какая у вас критическая масса?

    Однако, все, что описано выше не берет во внимание, что пользователи бывают разные и приходят они за разным контентом и по разным причинам.

    К примеру, есть 2 сценария:

    • Facebook привлек 1,000,000 пользователей, которые состоят из 1,000 незнакомцев в 1,000 разных мест

    • Quora привлекла 1,000,000 пользователей, которые создали 1,000,000 вопросов на разные темы без пересечения

    • Skype привлек 1,000,000 пользователей, среди которых никто не знаком друг с другом.

    Эти сценарии показывают, что критическая масса — это не просто число: в примерах сервисы привлекли по 1,000,000 пользователей, но это не сделало их ближе к полезному для пользователей продукту, достижению критической массы и экспоненциальному росту.

    Типы аудитории:

    • Друзья в реальном мире

    • Онлайн друзья

    • Комьюнити по интересам

    • Комьюнити по месту

    • Любые другие

    Критическая масса для минимальной социальной группы:

    • Eggheado — 1 человек (сервисы для саморазвития).

    • Skype, Viber, Telegram — 2 друга в реальном мире.

    • Quora — минимум 10 человек с интересами в одной сфере.

    • Facebook — 10? 15? 20? друзей в реальном мире.

    Делая вывод, в первую очередь, вы должны определиться на какой тип аудитории нацелен ваш продукт и максимально сфокусироваться на ней. После чего просчитать, какое минимальное количество пользователей из этой аудитории вам необходимо, чтобы перейти на следующий этап, когда ваш продукт обретет ценность для пользователей, и они начнут возвращаться.

    Facebook
    Отличным примером такой стратегии является Facebook. На старте Facebook таргетировал комьюнити студентов, а минимальной критической массой были студенты одного колледжа. Поняв, как достигать критической массы в маленьких социальных группах, Facebook вышел на большие.

    Ключевые мысли по “критической массе”:

    • Критическая масса определяется типом целевой аудитории вашего продукта и минимальным кол-вом пользователей среди ЦА, при которых продукт становится для них ценным.

    • Не существует универсального подхода для определения критической массы, она очень сильно зависит от сути продукта. Для Skype достаточно 2 друзей, для Facebook это слишком мало, а для Quora это вовсе не релевантная аудитория.

    • Пользователи проходят несколько стадий: от пассивных, когда им нечего потреблять, до активных и генерирующих контент самостоятельно. Порог входа во вторую стадию лежит в правильном определении и привлечении критической массы.

    • Самые “легкими на подъем” продукты — для онлайн друзей, не требующие большого их количества.

    • Сфокусируйтесь на лидерах мнений минимальных социальных групп среди вашей аудиторий и упоминайте о своем продукте с целью последующего распространения информации методом сарафанного радио.


      


    Информация:

    О проекте     Контакты     Вакансии


    Информация:

    © ledigital - информационное издание. Учредитель: ООО «Бренд Девелопмент». 


    Спецпроекты:

    Лекторий    Курсы    Партнерам



    Предложить интересный материал