Венчурные капиталисты заставляют вас много работать ради их же денег, заваливая вас кучей вопросов про процессы фандрайзинга, франчайзинга, цели вашей компании, вашу команду и множество других вещей. Многие из этих вопросов покажутся разумными. Некоторые – очень странными.
Но не важно в чем заключается вопрос, у вас всегда должен быть ответ. И лучше бы, чтобы он был хорошим.
За всеми этими допросами будет стоять один ключевой вопрос: что делает вас уникальными? Несмотря на разнообразие тем, ваш потенциальный инвестор спрашивает, почему именно ваш бизнес достоин его инвестиций.
Если вы готовы присоединиться к кругу стартапов, получивших инвестиции, то должны ответить на этот ключевой вопрос. Как?
Начните с полного конкурентного анализа
Вы должны быть в состоянии нарисовать большую картину небольшими мазками, предоставляя комплексный обзор конкурентных рынков, включая потенциальные риски, факторы успеха и барьеры для входа в бизнес.
Постройте свое конкурентное предложение
Что из себя представляет ваше уникальное конкурентное предложение – и как вы можете его доказать? Определите ваших потенциальных покупателей и их желания. С каким главным посылом вы выступаете и какое предлагаете решение?
Когда вы завершите конкурентный анализ и построите свое конкурентное предложение, то будете готовы убедительно обосновать, чем вы отличаетесь. Удостоверьтесь, что вы качественно обдумали следующие пункты при разработке этого ответа:
• Предложение. Уточните, какой уникальный продукт или услугу вы предлагаете? Даже если у вас много рыночных соперников, как вы можете выделить свое предложение? Ценой? Легкостью использования?
• Подход. Что заставляет вашу бизнес модель или маркетинговую стратегию выделяться? Детализируйте вашу потенциальную схему выхода на рынок, включая продажи и потенциальные каналы распространения. Вы должны показать то, что у вас есть план как делать деньги, план, который подходит именно вашей компании – план, который будет работать (даже если у других это не получается).
• Технологии. Если это ваша самая современная разработка, которая в конечном итоге и делает ваш проект таким уникальным, акцентируйте этот пункт. Будьте готовы представить технологию, которая двигает ваш бизнес. Учтите, что если эта технология выделяет вас, вы должны быть готовы обсуждать будущее технологических разработок в целом на рынке, чтобы показать, что ваше конкурентное преимущество не исчезнет после получения инвестиций. Помните, что технологические инновации очень быстро копируют конкуренты, поэтому важно изначально защитить себя от подобных неприятностей.
• Команда. Иногда стартап выделяется просто командой. Если в этом сила вашей компании, продавайте именно эту деталь. Кто ваши ключевые игроки? Какие у них были успехи? Каждый успешный предприниматель скажет вам, что звездный коллектив (или даже одна яркая звезда) может играть очень важную роль в презентации собственного стартапа инвесторам.
Все это в конечном счете сводится к вопросу о том, что делает вас уникальным. Инвесторы общаются со слишком большим количеством предпринимателей; эта аудитория бесконечного потока предложений. К сожалению, это значит что инвесторы очень часто банально незаинтересованы и утомлены. Они ищут вспышку, они ищут волшебство. И по правде говоря, они не будут копаться в деталях, чтобы найти элемент такого волшебства в вашем проекте. Это не их работа.
Ваша ответственность — вынести на передний план то, что вас максимально выделяет. В конечном счете, ваша задача — полностью убедить инвестора в том, что если он поверит в вас, вы выполните свою задачу именно так, как нужно, и только вы, а никто другой, сможете это сделать.