О компании
«Магнит» — российская компания-ритейлер и одноимённая сеть продовольственных магазинов (большая часть из них имеют формат «магазин у дома)». Головная компания сети — Закрытое акционерное общество «Тандер». Штаб-квартира — в городе Краснодаре.
В рейтинге InterBrand «Самые ценные бренды России 2013» «Магнит» занимает 27-е место среди всех брендов и, соответственно, первое среди брендов российской ритейл отрасли.
Анализ нейма
Внешний вид
Логотип компании выполнен в фирменных цветах: белом и красном. Безусловно, красный цвет позволяет логотипу выделиться, однако внешне он дает ассоциации с областью техники (достаточно жирный шрифт красного цвета на белом фоне в обрамлении красной рамки).
В случае же с логотипом «Магнита» особо ярко выделяются лидерство и упорство (это подчеркивает их слоган «всегда низкие цены»).
===========
Выделяемость и звучание
Среди ритейл компаний, можно выледить следующие наиболее крупные: «Ашан», «Седьмой континент», «Лента», «О’кей», «Дикси», «Метро», «Пятерочка» и т.д.
Среди представленных компаний больше всего на «Магнит» похож на своего конкурента «Пятерочка»: аналогичный ассортимент товаров, акцент на низкие цены, схожее внутреннее оформление магазинов.
Нельзя сказать, что «Магнит» сильно выделяется среди представленных выше брендов в плане нейминга. Вряд ли люди запоминают «Магнит» только благодаря названию. Здесь особую роль играют формат «магазин у дома» и низкие цены.
Если сравнивать звучание, то, на мой взгляд, наиболее приятным является «О’кей» или «Дикси». «Магнит» звучит неплохо, однако сочетание «гн» в слове немого отягощает произношение (по сравнению с названиями конкурентов).
Ассоциативность
По своему значению, слово «магнит» означает «магнитный камень, железняк, руда, со свойством притягивать железо и, обращаясь на перевес, указывать на север и на юг, а также передавать свойство это железу ». Слово имеет следующие синонимы и ассоциации наиболее близкие к нашей компании:
Слово имеет преимущественно положительные значения, однако больше ассоциируется с техникой. Очень слабо поддерживает миссию компанию, но говорит о стремлении быть лидером.
Анализ логотипа и графических констант
Фирменными цветами являются белый и красный. Если сравнивать с крупнейшими брендами, то в подобном стиле выполнены преимущественно логотипы компаний, связанных с техникой («МТС», «Тойота», «Кэнон», «М.Видео» и т.д.).
Если сравнивать с конкурентами, то среди ритейл компаний преобладают красные и желтые цвета в логотипах. В данном случае «Магнит» правильно сделал акцент на красном цвете, который, так или иначе, связан с едой и продуктами.
Не просто так был выбран и жирный шрифт в логотипе. Это может говорить об устойчивости на рынке и упорстве. Жирный шрифт и красный цвет отражают явное стремление к лидерству. Подобной тенденции придерживаются почти все конкуренты.
Анализ конкурентного поля бренда
На данный момент ситуация среди ритейл компаний выглядит следующим образом:
Наиболее крупной и эффективной является компания «Ашан». Сравнивая выручку «Ашана», лидера рейтинга, и «Магнита», нужно понимать, что первый имеет преимущество почти в пять лет, ведь свой первый магазин в России французский ритейлер открыл еще в 2002 году.
Другими конкурентами являются «Лента», «Метро» и «Окей». Стоит помнить об особенностях «Метро»: у них совершенно разные целевые аудитории и ценовые политики. Что касается «Ленты» и «О’кея», то здесь у «Магнита» есть очень хорошие шансы их обогнать. Как минимум благодаря своему формату «магазин возле дома». Для увеличения шансов попасть в тройку лидеров «Магниту» необходимо привести в более качественный вид свои прилавки. Посетив магазин, можно сравнить его с «Пятерочкой» или «Дикси», поскольку внутри магазина временами не поддерживается порядок. Тем не менее, в плане оформления он давно обошел многих конкурентов.
Бренд «Магнит», прежде всего, отличается оформлением своих магазинов: они выполнены в красно-белом цветовом решении. Достаточно много свободного пространства внутри. Объемом площади он уступает «Ашану» и «О’кею». Но тут стоит отметить, что он на пути клиента встречается чаще.
Анализ платформы бренда
Бренд как личность
Благодаря своему названию бренд в первую очередь ассоциируется с мужчиной. Скорее всего, ему 25-27 лет. В профессиональной сфере он был бы средним менеджером. Он качественно выполняет свою работу. Явный лидер, обожает красный цвет. Любит всяческие новинки в области техники. Имеет опрятный внешний вид. Имеет стильную одежду: скорее всего, сочетает несколько стилей в одежде. Но при этом не сильно выделяется на фоне других (джинсы, пиджак). Одежда не брендовая преимущественно. Вероятнее всего, посещает спортзал. Предпочитает посещать недорогие кафе в обеденный перерыв.
Обещание бренда
В первую очередь «Магнит» говорит о низких ценах. И это, в целом, он осуществляет. Не зря он выбрал эту позицию и в слогане.
В миссии упоминалось и о достойном вознаграждении сотрудников. Это говорит о том, что компания заботится не только о внешней среде, но и о внутренней, что достаточно похвально.
У этого бренда обещания основываются преимущественно на рациональных мотивах, нежели эмоциональных. Это характерно, пожалуй, для всех компаний, связанных с продуктами питания.
Миссия бренда
«Мы работаем для повышения благосостояния наших покупателей, сокращая их расходы на покупку качественных товаров повседневного спроса, бережно относясь к ресурсам компании, улучшая технологию и достойно вознаграждая сотрудников»
Целевая аудитория бренда
Основная целевая аудитория торговой сети «Магнит» — население со средними и ниже средних доходов. В случае быстрого темпа роста доходов данной группы ассортиментная матрица магазинов «у дома» может не удовлетворить данную целевую группу, и она переориентируется на супермаркеты и гипермаркеты. Поэтому в 2012 году отмечен более быстрый темп роста удельного веса гипермаркетов и магазинов косметики в общей торговой площади «Магнита», что является элементом диверсификации торговых площадей.
• Большинство посетителей гипермаркетов «Магнит» — это люди в возрасте от 25 до 45 лет
• Больше 50% покупателей охарактеризовала доход своей семьи, как средний
• В половине семей регулярных посетителей есть автомобиль
• Треть регулярных посетителей – управляют автомобилем самостоятельно
Похожая ЦА и у таких конкурентов как «О’кей», «Лента», «Дикси», «Пятерочка». Для поддержания лояльности бренд работает с ценовой политикой, оформлением магазина, скидками и акциями.
Рекомендации по изменению бренда
«Магнит» имеет хорошую позицию в сфере ритейлеров. За короткий срок существования им удалось достигнуть хороших результатов и обогнать такого крупного конкурента как «Карусель». Для удержания позиций и привлечения новых клиентов им стоит изменить несколько вещей:
В первую очередь стоит поработать с внутренними факторами. Хотелось бы видеть порядок на полках магазина и более качественное оформление витрин. Это крайне изменило бы отношение к магазину.
Во-вторых, хотелось бы видеть программу лояльности в виде карт постоянных покупателей. Сюда можно включить специальные скидки в день рождения клиента. «О’кей», например, имеет удачный опыт такой программы.
В-третьих, стоит немного увеличить некоторые из магазинов. Хотелось бы видеть более богатый ассортимент товаров.
В остальном же «Магнит» имеет хорошие позиции. Это касается и компонентов бренда. Для своей отрасли «Магнит» имеет все шансы на успех: приятный логотип, четко поставленная миссия, слоган, отражающий концепцию компании и соответствующий целевой аудитории и т.д. Вполне вероятно, что «Магнит» будет в первой тройке среди своих конкурентов.