История Франчайзинга со Средних Веков

Модель франчайзинга была названа величайшей бизнес-моделью из когда-либо изобретенных. Это позволило людям во всем мире, которые уже хотели иметь свой собственный бизнес, заниматься тем, что им нравится. Но, как же все это началось? 

Давайте немного отойдем от самой истории франчайзинга, чтобы понять значение слова «франшиз».

Есть несколько различных словарных определений «франшизы», но то, которое мы будем рассматривать, означает: право или лицензия на пользование товарным знаком и технологиями, выданная индивиду или группе лиц на рынке товаров или услуг компанией на той или иной территории; а также предоставление определенных прав бизнесу. Франшиза является уникальным видом бизнеса с очень интересной историей.

Итак, начнем со средних веков

Как ни странно, именно в Средние века и зародился франчайзинг. Средневековье не было таким сказочным временем, как мы привыкли видеть его в фильмах… Голодающие… Европа теряет треть населения от чумы… Насильственные восстания, частые бунты крестьян… А в добавление к этому– острые религиозные конфликты….

В те дни, некоторым из местных органов власти, высоким церковным чиновникам — предоставлялась лицензия для поддержания порядка и взимания налогов.

Эти люди имели право на торговлю на рынках, и выполнение определенной бизнес-деятельности. Эти первые франчайзи платили роялти лордам в обмен на бизнес и защиту.

Среди прочего, «защита», по существу давала право быть монополистом на коммерческих рынках. Со временем, правила, которые были выдвинуты этими первыми франчайзи, стали частью Европейского общего права.

Средневековый рынок

История франчайзинга: Колониальный период

Этот период иногда называют периодом Королей «Франчайзинга». Лендлорд разрешает людям держать рынки, проводить ярмарки, или даже охотиться на своей земле. Эта концепция распространяется на царей, которые предоставляют привилегию – т.е. франшизу для различных видов деятельности. Европейский монарх даже даровал привилегии местным гражданам, которые согласились бы взять на себя риск создания колонии. После того, как колония была создана, основатель смог получить защиту «Короны» в обмен на налоги или роялти.

Интересно, что понятие-звучит очень похоже на общую и важную часть того, что часто включается в сегодняшнее понятие франчайзинга…  — «защищенная территория».

1840, Шпатен и пиво

В 1840-х годах, в Германии жили пивовары, которые предоставляли определенные права нескольким местным тавернам продавать их пиво. Что интересно, владельцы таверн могли использовать торговую марку пива. Название этой торговой марки: Шпатен. Владельцы таверны франчайзи, потому что они должны были платить за право использовать фирменного наименования (т.е. бренда). Напомним, что наличие торговой марки (бренда) одна из самых популярных причин, почему люди покупают франшизы в настоящее время.

К слову, Шпатен как торговая марка существует до сих пор.

Пиво Spaten

В 1880-е годы. Швейная машина

Современный франчайзинг как бизнес-модель может быть прослежен до г. Исаака Зингера, предпринимателя, прямо скажем, высшего порядка. Исаак Зингер был основателем «М. Зингер и компании». Он был первым человеком, который получил патент на широкое распространение швейных машинок. Швейные машины начали появляться в продаже, в середине 1800-ых в, но не одна из них не удовлетворяла требованиям. Швейная машина Singer могла шить 900 стежков в минуту, гораздо больше, чем какиу-либо другие швейные машины, существовавшие в то время.

В середине 1880-х годов все шилось вручную, и быстрая швейная машина была действительно большой проблемой и необходимость… Домохозяйки могли очень хорошо заработать, если их семьи могли позволить себе швейную машину.

Стоив около $ 120 каждая, швейные машины Singer были товаром класса люкс для большинства европейцев. Но один из партнеров «Зингер» придумал уникальную идею…. Рассрочку.

После этого обычные люди могли купить швейные машины Singer и платить за нее в рассрочку. С этим нововведением было продано огромное количество швейных машинок. Однако был необходим лучший метод распределения ресурсов. И он был найден.

Меры по лицензированию

Вот как работало лицензирование: Находились бизнесмены, которые были заинтересованы во владении правами на продажу швейных машин «Singer» в конкретных географических районах. Компания оговаривала им плату — лицензионный сбор, а они получали право продавать швейные машинки. 

Zinger - швейная машинка

Кроме того, данная модель была удобна в том плане, что машинки требовали обучения, а нанимать персонал для этого было невыгодно. Этой частью занимались как раз лицензиаты. Идея была беспроигрышная. У компании появились деньги, поступающие из лицензионных сборов, которые позволили им финансировать больше производство. Лицензиаты вели собственный бизнес, и продавали продукт, который большинство семей действительно хотели купить. По-моему сейчас, это называется… win-win… 

И главный поворот во франчайзинге: Автомобили

Создание и в конечном счете, массовое производство автомобилей – изменило весь мир. Был найден способ быстрого передвижения с места на место, ну по крайней мере быстрее, чем передвижение в повозке и на лошади. Предприниматели, производящие автомобили, знали, что в их руках, продукт, меняющий мир. Ведь так? Поскольку все больше и больше потребителей становились заинтересованы в автомобилях, Генри Форд, который впервые ввел в массовое производство сборочную линию, искал также хороший способ, чтобы распространить автомобили, как доступный продукт.

Верите вы или нет, но через всего пару лет автомобили начали продавать через почтовые каталоги! Некоторые даже продавались при помощи коммивояжеров, путешествующих по сша в поисках покупателей.

Один из новых методов распространения машин также стал автосалон.

В 1896 году Уильям Метцгер построил и открыт первый независимый автосалон в Детройте, штат Мичиган. Он на самом деле продал электрический автомобиль «Уэверли», по цене около $ 1000. Все верно, электрический автомобиль! Чувствуете, что-то очень похожее на сегодняшний день? Вторым бизнесменом, который увлекся этим же делом, был Kohller. Он открыл первый автосалон в Пенсильвании. 

Эти люди на самом деле были первыми владельцами авто франшизы. Генри Форд и другие бизнесмены, которые производили автомобили создали свою систему распространения продукта — франчайзинговые сети автомобилей. И с этого времени, автомобильные франшизы стали появляться повсюду.

История Франчайзинга со Средних Веков

Появление других франшиз

Множество автомобилей было продано автомобильными франшизами. Появились первые автотрассы… Американцы были в состоянии путешествовать на большие расстояния за короткий промежуток времени. Но… автомобили требовали бензин…

Нефтяные компании начали открывать станции-заправки и технического обслуживания. Некоторые из них стали франшизами. Некоторые из них, как Chevron, до сих пор работают на рынке по такой же модели.

Chevron

Еда и 1960-е

Однако для растущего легиона водителей была необходима другая форма энергии: питание, еда и напитки. Шли годы, рестораны (независимые, в первую очередь) начали появляться повсюду… особенно вблизи новых дорог с твердым покрытием и бензо-заправок. С этого момента франшизы общепита начали свое активное развитие… 

Екатерина Колесникова

Главный редактор. Эксперт по онлайн-курсам. Автор статей в сфере образования.

Оцените автора
LeDigital
Добавить комментарий