Питер Тиль, соучредитель PayPal, считает, что сегодня слишком много предпринимателей являются «временщиками», которые довольствуются лишь тем, чтобы просто «встать на плечи» вчерашних гигантов, вместо того, чтобы взять на себя тяжелую работу моделирования и построения чего-то совсем нового.
В своей новой книге о предпринимательстве «Zero to One» («От нуля к единице»), Тиль утверждает, что неприятие риска лишь частично объясняет это явление. Для некоторых людей, размышляет он, это устойчивое убеждение, что мир уже «нанесен на карту».
Тиль использует свое «перо», чтобы критиковать такие понятия, как беспомощность и лишенность воображения. Единственный способ продвинуть мир, утверждает он, это множество «zero to one» достижений, которые предполагают разработку нового понимания, о котором не знали раньше. Изобретение лекарства от рака, например, считалось бы «zero to one» достижением.
Альтернатива? Тиль просит читателей рассмотреть Унабомбера. И хипстеров.
«Большинство людей действуют так, будто не осталось никаких секретов», пишет Тиль, прежде чем указать читателю на длинный антитехнологический манифест, написанный Унабомбером (он же Теодор Качинский), до его захвата в 1996 году. Тиль концентрирует внимание на разделе манифеста, в котором Качинский сетует, что «современные люди находятся в депрессии», потому что их жизнь относительно осуществления действий «либо легка, либо невозможна».
«Идея Качинского состояла в том, чтобы разрушить существующие институты, избавиться от всех технологий, и позволить людям начать работу над сложными проблемами заново», пишет Тиль. «Методы Качинского были сумасшедшими, но его утрата веры в технический прогресс достаточно актуальна. Рассмотрим тривиальные, но показательные признаки городских хипстеров: фальшивые старинные фотографии, усы в форме велосипедного руля и виниловые проигрыватели, восходящие к ранним временам, когда люди все еще оптимистично были настроены на будущее. По их мнению, что-то стоящее уже сделано, и если они идеализируют мир без технологий, как в прошлом в противовес гипервзаимосвязанному миру сегодня, «вы можете стать бариста и симулировать отвращение к достижениям». (мнение редактора – странно, что Тиль смешивает философию хипстеров, которая не всегда далека от идеи провозглашения и развития технического прогресса с манифестом луддитов начала века).
Это обратная сторона главного посыла книги, что бизнес в США успешен не только в результате чуда, другими словами, благодаря приведенной в действие технологии «zero to one». С технологией, пишет он, люди могут сделать гораздо больше с меньшими затратами; подобно тому, что Стив Джобс имел в виду, когда он однажды описал персональные компьютеры как «велосипеды для ума».
В интервью The Weekend Тиль объяснил, что главным побуждением к написанию «Zero to One» был опыт его преподавания бизнес курса в Стэнфорде, где он пытался передать вещи, которым он обучался в реальном деловом мире на протяжении многих лет.
«Сегодня мы живем в стране, где вопрос о будущем чрезвычайно важен»,- сказал Тиль. «Все эти примеры, когда определенные способы работают не очень хорошо, мне кажется, слишком надуманны. Я думаю, главным стоит вопрос о том, как научиться делать что-то новое. Так что эта книга в особенности предназначена для людей, запускающих технологические компании. Есть ощущение, что США, например, каким-то образом зашли в тупик, и возникает вопрос о том, как мы выберемся из этой ситуации. Вот почему я думаю, держится такой большой интерес к Силиконовой долине. Это вроде одно из немногих исключений из этого общего чувства беспокойства и тревоги относительно развития экономики».
Еще один из ключевых принципов «Zero to One», что каждый знаковый момент в бизнесе происходит только один раз. Когда Ларри Пейдж и Сергей Брин запустили поисковую систему, которая господствует на рынке, люди, как правило, не поддерживали запуск ее копий.
И, естественно, Тиль считает, что только технология может помочь проложить дорогу из желтого кирпича к процветающему будущему. Это философия, которая подкрепляет всю его карьеру как венчурного капиталиста и технического руководителя, а также его инициативы, например, Thiel Fellowship, предлагающего студентам различные стимулы, в том числе, денежные средства, чтобы начать собственный бизнес.
Критики его мировоззрения вторят о темной стороне вторжения технологий. Приведу один пример: Facebook, в котором Тиль сделал первые внешние инвестиции — не совсем то место, где, как правило, собираются защитники частной жизни. У Palantir Technologies, компании, основанной совместно с Тилем (специализируется на осмыслении огромных массивов данных), есть клиенты, включая правительство США (вспомним историю со Сноуденом), которые пользовались инструментами по добыче данных как неким всевидящим оком, которое, как сообщается, даже помогло правительству выследить Усаму бен Ладена.
В прошлом году британская газета «The Telegraph» вышла под названием Palantir «действующий чемпион жутких стартапов».
«Я не хочу полностью отрицать негативные тенденции технологии», сказал Тиль. «Я думаю, что бывают случаи, когда технологии не являются абсолютным благом. Вопрос, с какой целью внедряют эту технологию. Я думаю, что технологии – это скорее хорошо, чем плохо. Если мы хотим жить в мирном и процветающем 21 веке, то это потребует огромного количества инноваций. На этой планете проживают семь миллиардов человек. Только для того, чтобы накормить этих людей, потребуются инновации сельскохозяйственной техники на десятилетия вперед».
«Мне кажется, можно привести много примеров, где технология идет не так, но я не могу себе представить хорошее будущее без технического прогресса», — говорит Тиль. «Почти во всей научной фантастике технология антиутопична. Возьмите Аватар, Элизиум, или Гравитацию, где такое чувство, будто — Вау, вы смотрите на это извне, но вы никогда не захотите выйти в открытый космос самостоятельно. Если вы поразмышляете об истории техники, то увидите, что люди стали значительно лучше, чем они были 250 лет назад. Например, у Джорджа Вашингтона были деревянные зубы, так что с точки зрения гигиены полости рта, вы явно не хотели бы вернуться в 1700-е года «.