По данным ООН более половины людей — 54% от общей численности населения, живут в городских районах. В 2050 году этот показатель увеличится до 66%. Это означает, что реальный мир сокращается. Виртуальный мир наоборот растет во всех направлениях. Умные города являются последствием этих двух явлений.
Но что такое смарт города? Сложно дать простой ответ на этот вопрос, потому что полноценный умный город пока не существует.
Для создания смарт-города необходима единая и целостная концепция, которая под силу третьей промышленной революции. Первая промышленная революция была основана на угле и стали, вторая – на электричестве, третья будет основываться на новых технологиях. Каждая промышленная революция оказала глубокое влияние на развитие городов и привела к притоку огромных масс людей в развитые города. Эта ситуация представляет собой угрозу для устойчивого развития и может привести к недостатку инфраструктуры, необходимой для жизни. Увеличивает риск ухудшения состояния окружающей среды, создает проблему использования непригодного сырья.
Третья промышленная революция подключит город к Интернету. Умные города не будут требовать лишней электроэнергии, они будут сами ее вырабатывать.
Амстердам
Нидерланды- крупнейший город, который является одним из самых активных в мире, если говорить о тестировании и разработке интеллектуальных решений, которые улучшают функционирование городского пространства. В рейтинге европейских «зеленых» городов индекса Siemens Амстердам занял первое место с точки зрения обработки воды, отходов и эффективного использования пространства.
Сейчас город работает на ряд проектов, которые являются частью широкого плана под названием Amsterdam Smart City. В одном из подпроектов этого направления практически вся энергия производится из возобновляемых источников, установленных в одном из Амстердамаских гаванях для речных судов. В настоящее время пришвартованные суда обычно работают на нефти и генераторах, которые выделяют высокий уровень выхлопных газов, в том числе CO2. Такие шумные и экологически опасные агрегаты будут заменены на новые моторы, которые будут производиться из полностью возобновляемых источников. Первый этап проекта включает строительство новых точек на пристани для речных судов. Доступ к электроэнергии будет осуществляться через систему оплаты по телефону. Капитан судна будет иметь возможность подключиться к работающей сети путем предоставления соответствующего пароля. Чтобы отключиться от сети, необходимо выйти из системы или просто выключить питание на корабле, взимаемая сумма будет автоматически зачислена на счет оператора и счет компании.
Сан-Франциско
В Сан-Франциско, используются инновационные средства связи для транспортных инфраструктур, например, специальные шины передающие данные на центральный компьютер, который, благодаря специальному программному обеспечению, рассчитывает предполагаемое время прибытия и отображает его на светодиодных дисплеях, установленных на автобусных остановках и станциях. А крыши автобусов, разработанные в Olle и оснащенные фотоэлектрическими панелями, производят энергию.
С другой стороны мэр Гэвин Ньюсом внедрила очень строгие правила, касающиеся обработки отходов. В Сан-Франциско используется многоразово 72% всех отходов. Власти Сан-Франциско разработали специальные приложения, которое указывают на ближайший пункты сбора. По сравнению с 1990 годом, выбросы CO2 сократились на 20%. В сотрудничестве с MIT город планирует развернуть парк смарт автомобилей и скутеров. С мобильного приложения «cabspotting» жители Сан-Франциско могут определить, где находится ближайший бесплатный такси.
Масдар
В Объединенных Арабских Эмиратах Масдар является первым примером практической реализации города, который должен быть абсолютно самодостаточным с точки зрения энергии. Производится энергия исключительно из возобновляемых источников — солнца, ветра, воды и биомассы. Проект города вдохновлен традиционной эстетикой арабских деревень: узкие улочки обеспечивают тень, поэтому использование кондиционеров ограничено до необходимого минимума. «Ноль углерода, ноль отходов» означает, что город не выделяют CO2.
Неорганические отходы города будут также перерабатываться, в то время как органические — станут сырьем для производства топлива. Также в рамках проекта было решено провести пилотную программу наряду с Mitsubishi, тестирование электрических машин. Город является своего рода испытательным полигоном для экспериментов, если этот опыт использовать конструктивно, его можно масштабировать и воспроизводить в других городах. Инвестиции на сумму около 20 миллиардов долларов будут завершены в 2025 году и город станет штаб-квартирой для многих компаний-разработчиков инновационных технологий.
Рио-де-Жанейро
31 декабря 2010 года, Рио-де-Жанейро, открыл один из самых передовых городских центров мониторинга в мире. Первоначально разработанные в компании IBM, Cisco и Samsung системы будут использоваться как инструменты для прогнозирования проблем, стоящих перед городом, например, наводнений, происходящий в результате ливней.
Однако, как оказалось, система может быть полезной практически для любых активностей, происходящих в городе: мониторинг мероприятий с участием большого числа людей, эвакуации болельщиков со стадиона, или ДТП. Центр работает 24 часа в день в одном месте и интегрирует данные от 30 различных учреждений. Аналогичные проекты были реализованы в Нью-Йорке и в Гаутенг (ЮЖНАЯ АФРИКА), но не в таком масштабе. Система постоянно совершенствуется и интегрирует друг с другом все больше и больше данных, поступающих из различных источников, с тем чтобы обеспечить еще более высокий уровень безопасности.
Смелое видение Рио, представил Швейцарский архитектор Рафаэль Шмидт, который представил проект под названием Solar City Tower — здание, напоминающее водопад. Солнечная энергия в течение дня будет накапливаться, а в ночное время будет использоваться для питания насоса турбины. В итоге вода будет выливаться с вершины 105 метрового здания и производить энергию.