Дона Борак никогда не боялась задавать вопросы. Она изучала философию в качестве аспиранта в Лихтинском университете, и она была поражена тем, как на самом деле работает сознание человека. Врожденное любопытство и страсть к литературе привели ее в Бостонский университет, чтобы получить степень магистра в сфере журналистики. При первой возможности она уехала в Вашингтон на целый семестр, где проходила практику в «United Press International», уже в 2004 году она вошла в штат компании. Через два года ее пригласили работать в Associated Press. Там она писала о войнах в Ираке и Афганистане, о последствиях финансового кризиса 2010 года и о финансовых реформах. В этой небольшой заметке она рассказывает про свой опыт встречи с виртуальной реальностью.
Посетив проходивший в этом году кинофестиваль «Sundance» в зале виртуальной реальности, вы бы почувствовали себя так, будто вы видите будущее журналистики. Это мир захватывающих СМИ и новых экспериментов. И не смотря на то, что здесь не говорят непосредственно о журналистике, эти советы применимы к любой форме сторителлинга.
Например, Interlude Video используют устройство «eye – tracker» (отслеживание зрачков), что дает возможность пользователям рассказать свою историю через музыкальное видео. Это что – то похожее на интерактивное видео + рассказ. На Sundance можно было обнаружить несколько выставок виртуальной реальности, посвященных иранской революции 1979 года, а также проекту «Сирия», которые оказались достаточно популярны. Также были представлены менее масштабные проекты, например просмотр при помощи шлема виртуальной реальности от компании «Samsung» фильма «Дикая» с Риз Уизерспун.
«Почти в каждом СМИ стараются использовать различные игровые технологии и технологии виртуальной реальности, чтобы вызывать у людей определенные чувства и в то же время дать им возможность стать частью рассказа».
Проект «Сирия»
Нет более удачного примера, чем проект «Сирия», выполненный с использованием технологий виртуальной реальности и созданный режиссёром Nonny de la Pena и группой студентов университета Южной Калифорнии. Проект был впервые представлен прошлой зимой на мировом экономическом форуме в Швейцарии.
У меня была возможность посмотреть на этот альтернативный мир – страну, где я, кстати, была уже несколько раз:
На площади люди собрались вкруг и слушают пение девочки. И вдруг что-то взрывается, я закричала и отпрыгнула назад, испугавшись увиденного. Где та девочка, которая только – что пела? Она ушла. Я забыла, что на самом деле не нахожусь на улицах Алеппо. Я забыла о тяжелых очках виртуальной реальности и наушниках. Я нахожусь там.
— Через несколько секунд меня уже перенесло в лагерь беженцев. Я вижу мужчин, женщин, детей, которые пытаются купить продукты, предоставленные международными организациями. Я ничем не могу помочь, но очень надеюсь, что продукты получат наиболее нуждающиеся.
— Меня переключили на последнюю сцену. На этот раз я оказалась в пустыне. Один за другим появляются дети. За ними натянуты шатры. Они смотрят на меня. Я повернулась направо, а затем быстро повернулась налево и там их еще больше. Я даже не могу сосчитать сколько. Они все безликие и в каждом из них я вижу себя.