Федерико Маркетти, генеральный директор и основатель международного бренда интернет-магазина Yoox, рассказывает, как он превратил концепцию в бизнес стоимостью 605 миллионов долларов.
Федерико любит называть себя «человек-оксюморон». Федерико Маркетти, основатель и генеральный директор Yoox Group, создал бизнес, который 10 лет назад казался бы противоречивым по своей сути: продажа предметов роскоши онлайн.
Маркетти искал способы совместить эксклюзивный мир роскоши и весьма доступный мир электронной торговли. Прежде чем добиться успеха, он был вынужден достичь невозможного: убедить на дух не переносящих технику дизайнеров предметов роскоши доверить ему свои бренды.
И он преуспел в этом. Сейчас Yoox это бизнес стоимостью 605 миллионов долларов. Итальянская компания проектирует и осуществляет деятельность 37 онлайн-магазинов таких предметов роскоши как Armani, Alexander McQueen, и Brunello Cucinell. Yoox работает на благо своих клиентов, следя за мерчендайзингом, цифровым контентом, упаковкой и доставкой, постепенно становясь универсальным магазином для брендов, которые только начинают понимать суть онлайн-продаж.
Маркетти рассказал о том, как он превратил свой бизнес из абстрактной концепции в глобальный проект.
Что вдохновило вас на создание Yoox?
Когда я учился в Columbia Business School, я посещал все виды занятий по предпринимательству. Я хотел стать предпринимателем, это была моя мечта и цель. Идея Yoox была довольно проста: мода и роскошь когда-нибудь объединятся с интернетом.
В чем новизна этой идеи?
В 1999 году это были разные миры. Они даже не говорили на одном языке. Мир моды и роскоши был противоположностью интернета по многим причинам. «Мода в интернете» звучала как оксюморон, но я сам был человек-оксюморон. Я люблю объединять противоположности. Например, я деловой человек, но стараюсь также работать в области креатива. Однако люди считают, что бизнесмены далеки от творческих людей.
Товары роскоши продаются из-за их эксклюзивности. Интернет существует из-за доступности. Другими словами, два разных мира, но я увидел, что товары роскоши могут оставаться эксклюзивными даже будучи в интернете. Перспектива этого дала мне основную идею. В то время оказалось слишком мало людей, думавших подобным образом, что дало мне огромное преимущество.
Как вы смогли убедить сотрудничать с вами так много эксклюзивных брендов?
Труднее всего было начать. Для меня – убедить самый первый бренд. Как только вы способны доказать, что ваша концепция оказалась верной, переманив на свою сторону несколько мощных брендов, все становится намного проще. Моим первым брендом был Armani. Я помню, как я пришел на совещание, кажется, с генеральным менеджером, и пытался доказать, что это идея, а не просто сайт. Издали индустрия моды кажется закрытым сообществом, но посмотрите на меня – я не из их мира, но смог подойти к ним, не имея в тот момент на руках практически ничего.
Как вы объяснили свою концепцию?
Я собирался быть их доверенным партнером и пожертвовать ради этого всем. Я собирался показать им интернет с другой, красивой его стороны. Они воспринимали его как массовую среду, а я собирался убедить их в обратном. Сотрудники бренда были открыты для разговора, выслушали меня и поверили в мою мечту, американскую мечту, несмотря на то, что пришли мы к ней в Италии. Я уважаю индустрию моды, и не знаю, удалось бы мне переубедить кого-то вне её.
Расскажите о ваших отношениях с Брунелло Кучинелли
Мы запустили интернет-магазин Brunello Cucinelli в марте 2011 года. Я считал, что его товар был замечательным, верил в его концепцию и захотел встретиться. Мы договорились о встрече, я помню, как приехал в его офис… а его стол оказался совершенно пустым — чистый, белый и без компьютера. Мне понравилось разговаривать с Брунелло, его концепция очаровала меня, и я рассказал о своей. Брунелло спросил у меня совета насчет распространения товаров, и я ответил, что в интернете товар нужно распространять избирательно, потому что он является мощным медиа, и бренды должны быть крайне осторожны. Ему понравилась идея избирательности и мы заключили партнерство.
Каковы примеры партнерства Yoox с премиальными брендами, которое закончилось созданием чем-то шикарного и необычного?
Самое необычное и шикарное в мире креативного дизайна и технологий чаще всего является последней моделью выпущенного товара, поскольку темп выпуска заставляет вещи выглядеть устаревшими довольно быстро. Должно быть постоянное творческое и дизайнерское усилие.
В последний раз было очень весело работать с Moschino, это время первого показа Джереми Скотта, американского дизайнера. Мы разработали так называемый фаст-фэшн проект, который заключался публикации коллекции, доступной эксклюзивно на Moschino.com сразу же после показа. Это был проект, который был привязан ко времени. А время – это роскошь. Тот факт, что вы можете купить вещь, которую только что увидели на показе – это роскошь для клиента.
И последнее, как вы относитесь к Amazon AMZN? Не боитесь, что он снизит продажи вашего бизнеса?
Я не рассматриваю их как конкурентов. Этот бренд – не тот, за кем я наблюдаю каждый день, я не слежу за их деятельностью и не сравниваю с собственной компанией. Я не считаю их конкурентами. Индустрия моды и товаров роскоши – вертикальная индустрия. Для работы в ней нужно быть специалистом и удовлетворять потребности, даже если возможно эти потребности не имеют никакого смысла. Невозможно быть гибким в горизонтальной индустрии, и соответственно невозможно преуспеть в индустрии моды. В плане одежды они делают потрясающую работу, очень успешны, но их пересечение с нашими товарами роскоши крайне ничтожно.